ЖИЗНЬ ДУМЫ И ГОРОДА
Прокуратура города Костромы о правах граждан при переселении из аварийного жилья

Одной из приоритетных задач, стоящих перед государством, является переселение граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде. Особенности механизма защиты прав граждан зависят от формы собственности жилого помещения, находящегося в аварийном доме, и регламентируются нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.

Если многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признан аварийным и подлежащим сносу, то выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма (ст. 86 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Гражданам, проживавшим в аварийном муниципальном жилищном фонде, предоставляются жилые помещения по договору социального найма, которые должны быть равнозначными по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, а сами граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Предоставление нанимателю жилого помещения меньшей площади, чем ранее занимаемое, может быть оспорено в судебном порядке.

Вопросы переселения граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде, находящимся в их собственности, имеют определенную специфику. Статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации для собственников аварийных жилых помещений предусматривает изъятие земельного участка вместе с находящимся на нём жилым помещением для государственных и муниципальных нужд с предоставлением либо денежного возмещения исходя из стоимости изъятого, либо другого, равноценного жилого помещения.

При этом процедура изъятия жилья вместе с земельным участком включает в себя несколько этапов (направление собственникам требований о сносе аварийного дома, принятие решения об изъятии, заключение с собственниками соглашения о таком изъятии). В случае, если собственник аварийного жилого помещения не согласен с предложенной стоимостью изымаемого помещения, он вправе защищать свои права в судебном порядке.

Расширены возможности использования средств материнского капитала на улучшение жилищных условий

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 09.04.2024 № 441 установлена возможность использования средств материнского капитала для семей с детьми, включающие в себя проведение реконструкции дома блокированной застройки (жилой дом, который имеет общую стену (или стены) с другим жилым домом и имеет отдельный выход на земельный участок) и улучшить жилищные условия.

Средства или часть средств материнского капитала разрешается направить на указанную реконструкцию или на компенсацию таких затрат, если реконструкция уже проведена.

С февраля 2024 года размер материнского капитала увеличен до 630,4 тыс. рублей на первого ребенка и до 833 тыс. рублей – на второго.

Указанные средства можно направить:

- на покупку и строительство жилья;

- реконструкцию частного дома;

- оплату обучения детей;

- формирование накопительной части пенсии родителей;

- приобретение товаров и услуг для детей-инвалидов;

- ежемесячную выплату на ребенка до трех лет;

- на реконструкцию дома блокированной застройки.

Ужесточена административная ответственность за нарушение правил обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования Поделиться

Федеральным законом от 06.04.2024 № 77-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно внесенным в ст. 9.23 КоАП РФ изменениям, за отказ в допуске в порядке и случаях, установленных законодательством, представителя специализированной организации для выполнения работ (оказания услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, по техническому обслуживанию внутриквартирного газового оборудования в многоквартирном доме или внутридомового газового оборудования в жилом доме (домовладении) либо для приостановления подачи газа повлечет наложение штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

За уклонение от заключения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования или договора о техническом обслуживании внутриквартирного газового оборудования, если заключение таких договоров является обязательным повлечет наложение штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей

Выполнение работ (оказание услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования либо работ по техническому диагностированию газопроводов, входящих в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, организацией, не отвечающей требованиям законодательства о газоснабжении, повлечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Изменения вступили в силу 17.04.2024.

Порядок снятия с кадастрового учета жилого домаекст

 При снятии жилого дома с кадастрового учета  производится государственная регистрация прекращения прав на него (если такое право было зарегистрировано в ЕГРН) (п. 3 ч. 3 ст. 14, п. п. 4, 4.1, 4.3 ч. 1 ст. 15 Закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015, далее – Закон № 218-ФЗ). 

С заявлением о снятии с кадастрового учета жилого дома в связи с прекращением его существования могут обратиться, в частности (п. п. 4, 4.1, 4.3 ч. 1, п. п. 2, 2.1, 2.3 ч. 2 ст. 15 Закона № 218-ФЗ): 1) собственник прекратившего существование жилого дома; 2) наследник, которому принадлежал прекративший существование жилой дом; 3) собственник земельного участка, на котором был расположен прекративший существование жилой дом.

Для снятия жилого дома с государственного кадастрового учета необходимо подготовить следующие документы (ч. 1, п. 4 ч. 2 ст. 3.1, ч. 1, п. п. 5, 7.4 ч. 2, п. 3 ч. 3, п. 2 ч. 5 ст. 14, ч. 4, 8 ст. 18, ч. 3, 4 ст. 20, ч. 1 ст. 23, ч. 7 ст. 58 Закона N 218-ФЗ):

1) заявление о государственном кадастровом учете, государственной регистрации прав;

2) документ, являющийся основанием для снятия жилого дома с кадастрового учета, которым может быть акт обследования, подготовленный кадастровым инженером, или решение суда, вступившее в законную силу, которым установлено отсутствие жилого дома;

3) документы, удостоверяющие личность заявителя.

Снятие жилого дома с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на него осуществляются Росреестром (ч. 1, п. 4 ч. 3 ст. 3, ч. 1 ст. 3.1 Закона № 218-ФЗ).

Заявление и прилагаемые к нему документы направляются в «Роскадастр» или МФЦ путем непосредственной явки, через нотариуса либо в форме электронных документов, подписанных электронной подписью.

Жилой дом, расположенный на земельном участке, предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или индивидуального жилищного строительства, снимается с кадастрового учета в течение трех рабочих дней со дня приема заявления органом регистрации прав, а в случае приема заявления МФЦ - пяти рабочих дней (п. п. 8.4, 11.1 ч. 1 ст. 16 Закона № 218-ФЗ).

Снятие жилого дома с государственного кадастрового учета подтверждается выпиской из ЕГРН (ч. 1 ст. 28 Закона № 218-ФЗ).

Права собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд Текст      литься

Согласно положениям Гражданского Кодекса Российской Федерации принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится, в том числе, отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением (изъятием) земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Под государственными или муниципальными нуждами понимаются потребности публично-правового образования, удовлетворение которых направлено на достижение интересов общества (общественно полезных целей), осуществить которые невозможно без изъятия имущества, находящегося в частной собственности.

При этом никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных или муниципальных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (статья 35 Конституции РФ, пункт 4 статьи 281 ГК РФ, часть 6 статьи 32 ЖК РФ).

Выкупная цена (возмещение) изымаемого жилого помещения призвана обеспечить восстановление имущественного положения собственника в полном объеме.

При определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются:

1) рыночная стоимость жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме с учетом доли в праве общей собственности на такое имущество, в том числе, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом;

2) все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если соглашением об изъятии не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе, упущенную выгоду (часть 7 статьи 32 ЖК РФ).

Вместе с тем, в выкупную цену жилого помещения, как следует из содержания части 5 статьи 32 ЖК РФ, не могут включаться произведенные собственником жилого помещения вложения в жилое помещение, значительно увеличившие его стоимость (например, капитальный ремонт), при условии, что они сделаны в период с момента получения собственником уведомления, указанного в части 4 статьи 32 ЖК РФ, о принудительном изъятии жилого помещения до заключения договора о выкупе жилого помещения и не относятся к числу необходимых затрат, обеспечивающих использование жилого помещения по назначению.

При наличии согласия собственника в соглашении может быть предусмотрено предоставление земельного участка и (или) жилого помещения взамен изымаемых.

В этом случае определяется разница между размером возмещения и рыночной стоимостью предоставляемого имущества, подлежащая выплате собственнику изымаемой недвижимости, а также срок передачи предоставляемого имущества (пункты 3 и 4 статьи 56.9 Земельного кодекса РФ, часть 8 статьи 32 ЖК РФ).

Тем самым, если стоимость предоставляемого жилого помещения выше выкупной цены изымаемого жилого помещения, то обязанность по оплате разницы между ними возлагается на собственника по соглашению сторон.

Граждане, приобретшие право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.

Условия принудительного изъятия определяются решением суда, причем в тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении об изъятии, она должна определяться, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора судом, установленной на основании отчетов об оценке.

В свою очередь, собственник изымаемого жилого помещения также не вправе требовать предоставления ему в собственность другого жилого помещения, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на уполномоченный орган, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате возмещения за изымаемое жилое помещение. Такое требование может быть заявлено в случаях, когда обязанность по предоставлению жилого помещения установлена соглашением об изъятии либо специальными правовыми нормами.

Так, если дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в этом доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право по своему выбору требовать его выкупа или предоставления другого жилого помещения.

Наряду с этим, собственник жилого помещения вправе оспорить решение соответствующего органа об изъятии жилого помещения и требовать по суду признания этого решения незаконным.

Собственник изымаемого жилого помещения также вправе защищать в суде свои законные права и интересы в случаях, когда на него оказывается давление, создаются условия, невозможные для нормального пользования жилым помещением, например, когда, не дожидаясь освобождения собственником жилого помещения, прекращают обеспечение жилого дома электрической энергией, водой, теплом, газом, перекрывают подъезды к жилому дому и совершают иные незаконные действия. Ущерб, причиненный собственнику жилого помещения такими незаконными действиями, подлежит возмещению. Кроме того, может быть поставлен вопрос о компенсации морального вреда в предусмотренных законом случаях.