О ДУМЕ ГОРОДА КОСТРОМЫ
Исторический очерк Реформирование органов власти назревало все перестроечные годы, общество ждало этих перемен. И на первый план в столь ожидаемых реформах выходили вопросы самоуправления, наделения местных органов власти конкретными полномочиями, которые давали бы возможность самостоятельно решать вопросы в интересах населения, с учетом особенностей конкретных территорий, без оглядки на вышестоящие структуры, при этом неся полную ответственность за свои решения. После властного кризиса октября 1993-го полномочия Советов народных депутатов были временно переданы местным администрациям, а Указ Президента РФ предписывал в кратчайшие сроки реформировать представительные органы власти и органы местного самоуправления. Именно срочностью объясняется то, что депутаты 1-го созыва были избраны в Думу Костромы всего на два года. Им предстояло создать нормативно-правовой фундамент для всей последующей деятельности представительного органа власти. Первый созыв (1994-1996 г.г.) Выборы в Думу города Костромы состоялись 13 марта 1994 года. В состав представительного органа вошли 13 депутатов: Ю.М.Андреев, В.А.Бондарев, С.П. Гайкалов, А.И. Ловыгин, М.Ю. Мартынов, В.Н. Подольский, А.Г. Приставакин, С.Н. Самарин, С.Н. Скрябин, Б.А. Староверов, Б.А. Чернов, А.В. Шадричев, В.А. Яковлев. На первом заседании депутаты избрали ответственным секретарем Думы Валерия Николаевича Подольского, приняли Положение о постоянных депутатских комиссиях, утвердили их состав, избрали председателей. Планово-бюджетную комиссию возглавил С.П. Гайкалов, по экономической реформе и развитию территории города – Ю.М. Андреев, по развитию местного самоуправления – Б.А.Староверов, по социальным вопросам – А.И. Ловыгин. Позднее комиссия по экономической реформе и развитию территории города была объединена с комиссией по развитию местного самоуправления и стала называться комиссией по развитию местного самоуправления и экономике города. Для участия общественности, специалистов профильных отраслей на ранних стадиях подготовки проектов решений был утвержден актив комиссий из 45 человек. С 31 июля 1995 года и до конца созыва обязанности ответственного секретаря Думы исполнял депутат Сергей Николаевич Скрябин. Становление местного самоуправления проходило в сложных условиях, связанных с целым комплексом экономических, финансовых, социальных и политических проблем. Процесс перехода к рыночным отношениям затянулся и тормозил экономику. Бюджет города был несбалансирован и ограничен по доходам. Распад существовавшей социальной инфраструктуры привел к резкому снижению уровня жизни населения, которое в этих условиях стало испытывать меньше доверия к органам власти. Чтобы добиться качественных изменений во всех сферах жизни общества, требовалась серьезная работа представительных органов власти, а она была невозможна без создания нормативно-правовой базы местного самоуправления. Потому депутатам пришлось в первую очередь заняться законотворческими и юридическими аспектами деятельности. Это был фундамент, базовая основа для работы не только Думы 1-го созыва, но и всех последующих. И здесь депутатам многое приходилось начинать с нуля. В числе первых был утвержден документ, по которому в дальнейшем и строилась работа представительного органа власти, депутатских комиссий - Временный регламент Думы. По нему Дума являлась постоянно действующим представительным органом власти со сроком полномочий два года. Был разработан и принят Устав города, нормативно-правовые акты, позволяющие в полной мере реализовать функции местного самоуправления и обеспечить конституционные права горожан, положения по различным направлениям деятельности местного самоуправления, текущие и перспективные планы социально-экономического развития Костромы и пр. Планы работы Думы периодически анализировались и при необходимости корректировались, чтобы соответствовать актуальным запросам населения, требованиям дня. В Думе 1-го созыва все депутаты, кроме ответственного секретаря, трудились на не освобожденной основе. Постоянно возрастающий объем работ потребовал создания аппарата думы, в штате которого появились юрисконсульт, ведущий специалист, два главных специалиста. Для привлечения общественности к разработке решений по наиболее значимым социально-политическим вопросам, непосредственного включения населения в деятельность местного самоуправления при Главе самоуправления Б.К. Коробове и Думе города Костромы был создан общественный совет. В середине 90-х социально-экономическая обстановка была весьма напряженной. Из-за сокращения производства, роста цен, денежного дефицита был высок уровень безработицы, доходы населения резко упали. Задержки зарплат, пенсий, пособий усугубляли эти и без того тяжелые условия жизни. Непростой была криминогенная обстановка в городе. Трудно работало и городское хозяйство, которое не получало достаточного финансирования. Возникали разного рода чрезвычайные ситуации, проблемы с обеспечением питанием в больницах, школах, детсадах, с приобретением лекарств, получением гражданами положенных им по закону льгот. Это порой дестабилизировало обстановку на местах – протестные акции населения с требованием навести порядок были нередким явлением в те годы. Потому требовалось в кратчайшие сроки преодолеть финансовую слабость местного самоуправления, разрыв между возлагаемыми на него полномочиями и их ресурсным обеспечением, чтобы в полной мере выполнить обязательства перед гражданами. Активных действий Думы потребовал кризис городского хозяйства, который осенью 1995-го стал угрозой срыва отопительного сезона в областном центре. Задолженность промышленных потребителей за газ поставщикам тогда исчислялась 54,3 млрд. рублей, 13,4 млрд. рублей были должны городу за электроэнергию и теплоснабжение учреждения Министерства обороны РФ, МВД, ФСБ и Госкомвуза, находившиеся в Костроме. Эти долги стали причиной катастрофической нехватки денежных средств на теплоснабжение жилого сектора и промышленных объектов. 28 сентября 1995 года Дума Костромы и городская администрация приняли совместное обращение к коллегам из областной Думы с требованием немедленно подключиться к решению этих вопросов. Совместными усилиями острота проблемы была снята. Одна из основных задач реформы местного самоуправления - укрепление налоговой базы и постоянный контроль за расходованием бюджетных средств. Это стало основой основ в ликвидации дефицита бюджета. Потому депутатский корпус сосредоточил свои усилия на вопросах формирования бюджета и расходования средств для обеспечения жизнедеятельности города. Чтобы сократить дефицит бюджета был принят ряд нормативных актов в сфере формирования и развития бюджетной и налоговой политики, эффективного использования муниципальной собственности. Депутатами рассмотрено более 400 обращений юридических и физических лиц с просьбами о предоставлении ссуд, льгот по местным налогам и сборам, оказанию финансовой помощи. Дума предоставила льготы 86 предприятиям и организациям на общую сумму 2 млрд. рублей, поддержав тем самым местных товаропроизводителей. Также был сделан упор на стабилизации и развитии городского хозяйства в сфере жилищного строительства, коммунальной сферы, транспорта, образования, здравоохранения, социальной защиты населения. Внимания в условиях напряженной социально-экономической ситуации потребовали вопросы укрепления правопорядка и борьбы с преступностью. Острая тема кризисных 90-х – социальная защита горожан. Чтобы поддержать в тяжелых условиях самые незащищенные слои населения, Дума принимает ряд важных решений. В частности, вводит бесплатный проезд в городском транспорте для учащихся средних школ, устанавливает льготы при квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите, регулирует родительскую плату за содержание детей в детсадах и др. Дума создает специальную рабочую группу для решения проблем с выплатой пенсий жителям города. Освобождает фонды социальной поддержки населения от уплаты налогов, сборов и пошлин в городской бюджет. В представлении людей народные избранники не только принимают законы, но и непосредственно работают с населением – занимаются защитой прав и отстаиванием интересов граждан, активно участвуют в жизни округа, выстраивают эффективные механизмы сотрудничества с общественностью. И это справедливо. К тому же общение с избирателями как раз и помогает понять, как работают принятые Думой решения на практике, нуждаются ли они в корректировках, достаточны ли принимаемые органами власти меры. Здесь депутатам 1-го созыва пришлось нелегко. Потому что их было всего лишь 13, тогда как прежний городской Совет народных депутатов (1990-1993 г.г.) насчитывал более 200 человек. Если провести примерный расчет, то теперь на каждого депутата приходилось не по тысяче избирателей, а по 17 тысяч. К тому же в середине 90-х уже не было существовавших в советские годы различных общественных образований: советов микрорайонов, территориальных депутатских групп, домовых комитетов, пунктов охраны правопорядка, с которыми депутаты работали в тесном контакте. Тем не менее, Дума 1-го созыва смогла организовать работу в избирательных округах на достойном уровне - депутаты добивались выполнения наказов избирателей, проявляли заботу о благоустройстве территорий, улучшению жилищных условий нуждающихся граждан и пр. Депутаты 1-го созыва участвовали в различных рабочих группах, созданных администрацией и Думой: по изучению работы городского пассажирского транспорта, деятельности фонда социальной защиты населения, колхозного рынка, организации уличной торговли, начисления зарплат в муниципальных предприятиях. Ими рассматривались многочисленные обращения граждан по жилищным, коммунальным, социальным и другим вопросам. Дума 1-го созыва сыграла значимую роль в становлении местного самоуправления города Костромы. Разработанные и принятые ею правовые акты заложили основу деятельности представительного органа власти, создали базу для дальнейшей плодотворной работы по основным направлениям жизнеобеспечения города. За два года работы Думой города Костромы 1-го созыва было проведено 40 заседаний, рассмотрено 493 вопроса. Второй созыв (1996-2000 г.г.) 8 декабря 1996 года состоялись выборы в Думу Костромы 2-го созыва. Был избран 21 депутат, по трем округам выборы не состоялись. Довыборы по этим округам решено было не проводить. В состав представительного органа вошли: Л.П. Алядинова, И.А. Бережная, В.Б. Брехов, А.Г. Воробьев, А.С. Глебов, А.Н. Готовцев, Е.И. Ермаков, Н.Г. Ефимова, Г.В. Задумова, В.В. Заиграев, В.Е. Калинин, О.А. Коновалова, С.А. Мельник, А.Г. Приставакин, С.Н. Скрябин, В.А. Смирнов, Е.Л. Смирнов, А.С. Тихомиров, Т.А. Унгвицкая, С.П. Шакелина, А.Г. Шалаев. Было зарегистрировано две депутатские фракции. Правозащитная фракция, в нее вошли А.Н. Готовцев, В.Е. Калинин, А.С. Тихомиров, И.А. Бережная, Н.Г. Ефимова. Депутатская фракция под эгидой движения «Союз местного самоуправления Костромской области» в составе В.Б. Брехова, А.С. Глебова, Е.И. Ермакова, В.А. Смирнова, Е.Л. Смирнова, С.Н. Скрябина, А.Г. Шалаева. По новому регламенту Дума стала состоять из депутатов и Главы самоуправления города, им в те годы был Б.К.Коробов. Структура аппарата также претерпела изменения: был создан юридический отдел (позднее преобразован в консультационно-юридический); общий сектор и приемная были объединены с организационным отделом. Первое заседание Думы второго созыва состоялось 26 декабря 1996 года. Был избран Совет Думы из пяти человек, его возглавила Светлана Александровна Мельник. Сформированы четыре постоянные депутатские комиссии: по экономике и финансам (председатель Г.В. Задумова), по местному самоуправлению (председатель С.Н. Скрябин), по социальным вопросам (председатель Л.П. Алядинова), по развитию городского хозяйства (председатель А.Г. Приставакин). Если Дума 1-го созыва принимала законодательные акты, то депутатам 2-го созыва предстояло по ним непосредственно работать, внедрять их в жизнь, совершенствовать, что требовало порой корректировок, уточнений, дополнений. Потому нормотворческая работа была продолжена. Основными направлениями деятельности Думы стало формирование и совершенствование бюджетной и налоговой политики, эффективного использования муниципальной собственности, развития городского хозяйства областного центра, социальной поддержки населения и многое др. Деятельность Думы 2-го созыва также проходила в сложный экономический период конца 90-х. Отсутствие стабильности, недостаточность финансирования создавали проблемы с питанием в больницах, школах, детсадах, приобретением медицинских препаратов для учреждений здравоохранения, лекарств льготникам. Многие образовательные учреждения Костромы присоединились тогда к общероссийской забастовке учителей. Их готовы были поддержать медики, работники культуры, жилищно-коммунального хозяйства… В 1998 году в Костроме произошла чрезвычайная ситуация с энерго - и теплоснабжением. Причина - принудительное ограничение поставки газа из-за неплатежей. Это повлекло к перебоям с обеспечением теплом населения, городских предприятий. Позднее кризис дошел и до городского пассажирского транспорта. Поэтому усилия депутатского корпуса были сосредоточены главным образом на решении наиболее острых социально-экономических вопросов. Значительная часть принятых Думой 2-го созыва решений касалась бюджета, экономического развития областного центра, организации четкой и слаженной работы жилищно-коммунального комплекса, транспорта, торговли, эффективного управления муниципальной собственностью и пр. Ряд решений Думы был направлен на снижение социальной напряженности в городе, возникшей из-за задержек заработной платы работникам бюджетной сферы. Эти вопросы были на постоянном контроле депутатов. Неоднократно о проделанной в этом направлении работе на Думе докладывали представители исполнительных органов власти. На базе социальной комиссии Думы была создана рабочая группа по оперативной работе с забастовочными комитетами, депутаты шли в трудовые коллективы, рассказывали людям о том, какие меры принимаются в сложившейся ситуации, выслушивали их предложения. В результате совместных действий Думы и администрации Костромы Главой администрации Костромской области было подписано гарантийное письмо о перечислении в 1 квартале 1997 года 10 млрд. рублей дотаций из областного бюджета, что позволило снять остроту проблемы. Думе 2-го созыва пришлось создавать также и специальную группу по топливно-энергетическому комплексу. К этому подтолкнула непростая ситуация в этой сфере – в 1998 году из-за принудительного ограничения в поставках газа в Костроме начались серьезные перебои с теплом для населения и предприятий. Депутаты вышли в Костромскую областную Думу с инициативой - предусмотреть в бюджете региона затраты на топливные ресурсы в полном объеме, чтобы город мог своевременно подготовиться к отопительному сезону и провести его без срывов. Работой на перспективу можно назвать начатое в этом созыве реформирование жилищно-коммунального комплекса Костромы. Была создана временная депутатская комиссия, которая анализировала этапы реализации этой программы, вносила свои предложения и замечания. Все наработки по этому вопросу были переданы Думе 3-го созыва. В числе наиболее значимых решений Думы 2-го созыва: «О налоге на рекламу», «О Программе «Дети Костромы»…», «О программе администрации по поддержке муниципальных образовательных учреждений города до 2000 года», «О правилах содержания частных домовладений на территории города Костромы», «О Положении «О порядке предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья в городе Костроме»», «О дополнительных мерах по упорядочению продажи алкогольной продукции», «О Программе развития телефонной связи в городе Костроме на 1997-2000 г.г.», «О плане мероприятий в поддержку муниципальных учреждений культуры г. Костромы на 1998-2000 г.г.», «О городской целевой программе «Безопасное материнство и здоровое детство»», «О мерах по упорядочению отпуска медикаментов на территории города Костромы категориям граждан, имеющим льготы», «О налоговых льготах предприятиям-товаропроизводителям», «О Программе реформирования жилищно-коммунального хозяйства города Костромы», «О Договоре «О реализации полномочий органов государственной власти Костромской области и самоуправления Костромы по предметам совместного ведения»», «О Положении о порядке приватизации жилищного фонда в городе Костроме», «О создании муниципального учреждения «Городская служба контроля качества пищевой продукции»» и др. Дума 2-го созыва за период своей работы провела 68 заседаний, на которых было принято 1055 решений. Третий созыв (2000-2005 г.г.) 10 декабря 2000 года прошли выборы в Думу 3-го созыва. Было избрано 18 депутатов, в шести округах выборы признаны несостоявшимися. Повторные выборы по всем этим избирательным округам проводились в 2001 и 2002 годах, но они также были признаны несостоявшимися из-за низкой явки избирателей (менее 30 %). И лишь на повторных выборах 14 марта 2004 года было избрано еще четыре депутата. Выборы по двум округам так и не состоялись. Всего в состав Думы было избрано 22 депутата. Это: Л.П. Алядинова, В.Б. Брехов, Л.Н. Ваулина, С.В. Галичев, А.С. Глебов, И.Е. Гуськов, Е.Ю. Данилов, Н.Г. Ефимова, Ю.В. Журин, С.А. Журавлев, Г.В. Задумова, А.В. Игнатьев, В.Б. Косарев, Т.А. Кудряшова, А.Г. Лаговский, Л.В. Левская, Т.Н. Михеева, А.Г. Приставакин, В.А. Смирнов, Н.В. Сорокин, А.В. Украсин, Ю.Ю. Цветков. Председателем Совета Думы Костромы был избран Андрей Владимирович Украсин. В представительном органе этого созыва была зарегистрирована одна депутатская фракция - партии «Единая Россия». Было создано четыре постоянных депутатских комиссии: по экономике и финансам (председатель Г.В. Задумова), по развитию городского хозяйства (председатель Ю.В. Журин), по социальным вопросам (председатель А.Г. Приставакин), по местному самоуправлению (председатель: до 1 октября 2003 года - Л.П. Алядинова, с 30 октября 2003 года и до конца созыва – Н.В. Сорокин). Деятельность Думы Костромы 3-го созыва была сосредоточена в первую очередь на дальнейшем развитии местного самоуправления. Связано это с принятием Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который установил правовые, территориальные, экономические принципы организации местного самоуправления в стране и определил государственные гарантии его осуществления. В новом законе был сделан акцент на повышение роли и самостоятельности представительного органа местного самоуправления. Кроме того, он был нацелен на укрепление гражданского общества, повышение уровня активности населения, его правовой культуры и знаний о сущности и возможностях самоуправления. Думой было принято решение о разработке нового Устава города, создана временная депутатская комиссия по подготовке этого проекта. До принятия Устава требовалось привести в соответствие с изменившимся федеральным законодательством все нормативные правовые акты Думы г. Костромы. Работы было много, но она была успешно и в срок выполнена. 26 мая 2005 года была принята новая редакция Устава города, которая вступила в силу с 1 января 2006-го. По этому документу начала работать уже Дума 4-го созыва. По новому Уставу в представительный орган входило 35 депутатов, которые из своего состава избирали председателя Думы и его заместителя. Глава администрации отныне не вправе был исполнять полномочия председателя городской Думы. Депутаты считали, что это усовершенствует структуру органов местного самоуправления, усилит роль Думы, сделает ее более самостоятельной и независимой, а главе администрации (сити-менеджеру) позволит сконцентрировать свои усилия на управлении городским хозяйством. В этом созыве депутатам удалось, наконец, создать контрольно-счетную комиссию (КСК) - постоянно действующий орган муниципального финансового контроля, подотчетный Думе. Попытки организовать КСК предпринимались еще во 2-м созыве, но из-за сопротивления исполнительной власти комиссия тогда так и не появилась. В 2004 году принято решение о создании контрольно-счетной комиссии Думы Костромы с 1 января 2005 года, утвержден ее штат и структура. Но из-за длительности процедуры конкурса на замещение должностей КСК начала свою работу только в 2006 году, уже при Думе 4-го созыва. В 2001 году Дума утвердила Положение о территориальном общественном самоуправлении (ТОС) в Костроме. Были утверждены границы, на которых начали работу ТОСы «Селище», «Давыдовский», «Черноречье», «Поселок Северный», «Ипатьевская слобода», «Андреевская слобода», «Поляна», «Малышково». Через ТОСы костромичи смогли более эффективно реализовать личный потенциал для улучшения качества жизни населения на своей территории. Нацеленность на повышение инициативы граждан и совершенствования управления на местах с учетом мнения горожан и в дальнейшем будут определяющими в деятельности представительного органа власти. Реформирование ЖКХ, перевод услуг с бюджетного дотирования к оплате самими потребителями тяжелым бременем лег на население. Чтобы смягчить эту финансовую нагрузку Дума принимает решение: при применении системы платежей максимальная доля расходов за жилищно-коммунальные услуги не должна превышать 15% (в РФ – 22%). Для семей, в которых совокупный доход на одного человека был ниже установленного прожиточного минимума, долю предельно допустимых расходов на оплату жилья и коммунальных услуг было предложено установить (в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг) в размере 11% от совокупного дохода семьи. В марте 2002-го из-за долгов городской казны в 100 млн. рублей поставщики отключили горячую воду в 210 многоквартирных жилых домах, в остальных температура теплоносителя была снижена на треть. Причиной срыва графика платежей стало повышение зарплат бюджетникам, принятое решением Правительства РФ. Это привело к резкому увеличению бюджетных расходов. При этом по итогам 2001 года дефицит бюджета уже составлял более 100 млн. рублей. Теперь только за выплату зарплат расходовалось 60 % доходной части бюджета, тогда как раньше – 43 %. Это парализовало всю остальную деятельность муниципалитета, привело к накоплению долгов по остальным бюджетным статьям, которые тоже являлись защищенными. Кризис усугубил рост цен на энергоресурсы, продукты, медикаменты. Глава самоуправления Костромы Б.К.Коробов выступил с обращением «Кризис-2002: как совместными усилиями его преодолеть». Депутаты одобрили меры по преодолению кризиса, изложенные в послании Б.К. Коробова, и обратились к органам законодательной и исполнительной власти, депутатам Госдумы от Костромской области с предложением выработать совместные действия по выходу из сложившейся ситуации. С этой целью городские депутаты неоднократно вносили в областную Думу законодательные инициативы по вопросам формирования бюджета региона. Была принята концепция комплексного социально-экономического развития города до 2013 года и Программа комплексного развития Костромы до 2004 года. В начале 2000-х непростая ситуация сложилась в транспортном комплексе областной столицы. Доходность предприятий городского пассажирского транспорта в те годы катастрофически падала из-за роста цен на ГСМ и запчасти. При этом дотации из федерального и областного бюджетов для компенсации выпадающих доходов за перевозку льготников перестали поступать. Из-за этого задерживали зарплату работникам отрасли, росла кредиторская заложенность транспортных предприятий. Транспортники проводили пикеты у стен Думы и администрации, требовали наведения порядка. Дума решила отменить льготный проезд, который не был обеспечен федеральным и областным финансированием, но это опротестовала прокуратура. В итоге городские власти вынуждены были пойти на крайнюю меру – повысить тарифы на перевозку пассажиров в общественном транспорте. Выход из непростых ситуаций тех лет требовал порой смелости принятия непопулярных решений. В сфере постоянного внимания Думы была социальная сфера (образование, культура, здравоохранение, социальная защита населения). Были утверждены целевые комплексные программы «Содействия занятости населения города Костромы на 2001-2003 годы», ««Молодежь Костромы» на 2001-2003 годы», «Неотложные меры по борьбе с парентеральными гепатитами и СПИДом на 2002-2004 годы», «Основные направления лекарственного обеспечения населения Костромы на 2004-2006 годы» и др. Для совершенствования бюджетной и налоговой политики Думой были приняты решения о бюджетном процессе, переходе на казначейскую систему исполнения бюджета, порядке расходования средств бюджетного резервного фонда, муниципальной долговой книге, земельном налоге, налоге на имущество физических лиц, едином налоге на вмененный доход. Утверждены положения о порядке управления и приватизации муниципального имущества, муниципальном земельном контроле, аренде земельных участков. Принята программа поддержки малого предпринимательства на 2002-2004 годы. В сфере жилищно-коммунального хозяйства утверждены программы «Реформирования и модернизации ЖКХ города на 2003-2010 г.г.», ««Чистая вода» на 2003-2015 г.г.», «Неотложные меры по обеспечению пожарной безопасности» на 2003-2007 г.г.». Создан фонд благоустройства города. Активно готовилась Дума к празднованию 850-летия Костромы, которое прошло в 2002 году. Была учреждена юбилейная медаль «За заслуги перед городом Костромой», утверждены положения о гербе и флаге Костромы. Была установлена дата празднования Дня города: духовный пролог – празднование явления Федоровской иконы Божией Матери - 29 августа, гражданские мероприятия – в последующие за 29 августа субботу и воскресенье. 26 августа 2003 года Б.К.Коробов направил в Думу города письмо, в котором заявил о досрочном сложении с себя полномочий Главы самоуправления Костромы. Думой было решено: с 3 сентября 2003 года и до вступления в должность вновь избранного Главы исполнение полномочий Главы самоуправления возложить на председателя Совета Думы А.В. Украсина; главы администрации Костромы – на первого заместителя главы администрации города М.А.Смирнова. Были назначены внеочередные выборы Главы самоуправления. За пять лет работы Дума 3-го созыва провела 73 заседания, приняла 915 решений. Четвертый созыв (2005-2010 г.г.) В декабре 2005 года состоялись выборы в Думу 4-го созыва. Было избрано 35 депутатов – по числу избирательных округов. Это: А.В. Артеменко, И.А. Богданов, Т.Л. Буча, Д.В. Варламов, А.С. Глебов, В.О. Голицын, В.А. Голосной, Н.М. Груздева, В.Ю. Груничев, Г.В. Дулина, Ю.В. Журин, В.Н. Зайцев, А.Н. Егоров, В.В. Емец, О.Е.Иванова, Р.Е. Копнин, Т.А. Кудряшова, А.Г. Лаговский, А.В. Ламакин, Н.Н. Лебедева, Е.В. Масленников, А.В. Махин, И.И.О. Мирзоев, Н.А. Соколова, Н.А.Смирнова, А.Г. Приставакин, М.Л. Постников, С.Ю. Репин, С.Н. Самарин, С.В. Сергейчик, В.В. Синев, В.В. Ульянова, Р.В. Фомин, А.А. Юшин, М.Н. Якубовский. Первое заседание Думы прошло 23 декабря 2005 года. На нем председателем Думы Костромы был избран Юрий Валерьевич Журин, его заместителями - Галина Владимировна Дулина и Наталия Александровна Соколова. Были созданы четыре постоянные депутатские комиссии: по экономике и финансам (председатель Н.А.Соколова), социальным вопросам (председатель Г.В. Дулина), развитию городского хозяйства (председатель Н.М.Груздева), местному самоуправлению (председатель И.А.Богданов). В Думе 4-го созыва были зарегистрированы две депутатские фракции - партии «Единая Россия» и «Российской партии Жизни». Дума 4-го созыва продолжила работу по поиску дополнительных источников доходов, начатую депутатами прошлых созывов. Эта деятельность шла одновременно с совершенствованием методов управления и укреплением системы самоуправления квалифицированными кадрами, противодействием коррупции и бюрократизму. В Думу 4-го созыва пришло значительное число депутатов-предпринимателей, хорошо разбиравшихся в экономике. Благодаря их предложениям, Думой были приняты эффективные меры для погашения недоимки по налогам и арендной плате, легализации заработной платы, сокращению неэффективных бюджетных расходов. Учет доходов муниципальных учреждений стал осуществляться только через бюджетные счета. В итоге за время работы Думы 4-го созыва доходы городского бюджета удалось увеличить в 2,4 раза (с 1,6 млрд. рублей до 3,9 млрд. рублей). При этом за тот же период доходы бюджета РФ возросли лишь в 1,6 раза, в Ярославле – в 1,8 раза, Кирове – в 1,8, Иваново – в 1,5, Вологде – в 1,4 раза. Финансирование пошло на ремонт дорог, дворовых территорий, благоустройство, освещение. Объем капитальных вложений увеличился в 4,1 раза. Объем расходов на благоустройство города вырос в 7,1 раза, в том числе на уличное освещение – в 2,7 раза. Большое внимание было уделено контролю за финансово-хозяйственной деятельностью муниципальных предприятий. Работа контрольно-счетной комиссии (КСК) была нацелена на выявление нецелевого расходования бюджетных средств, неэффективного использования муниципального имущества, нарушений в финансово-бухгалтерской сфере. За время работы Думы 4-го созыва поступления доходов от сдачи в аренду муниципального имущества выросли в 5,8 раза, от приватизации имущества – в 13,4 раза. В целом доходы от использования муниципального имущества увеличились в 6,8 раза и составили 1,3 млн. рублей. В ходе контрольно-проверочной деятельности 65 муниципальных предприятий и учреждений выявлено финансовых нарушений на общую сумму 161 млн. рублей, приняты меры к возвращению в бюджет необоснованных расходов в размере 29,2 млн. рублей, возбуждено 51 уголовное и 17 административных дел. Но главным в деятельности КСК была и остается не «карательная» функция, а работа на упреждение возможных нарушений. Потому проверки детально анализировались и доводились до руководства всех муниципальных предприятий, чтобы исключить подобные нарушения впредь, а также показать: контроль за муниципальным имуществом и бюджетными средствами тотальный и всеобъемлющий. Теперь приватизация муниципального имущества проводилась только через конкурсы или аукционы по цене не ниже рыночной. Был ликвидирован ценовой сговор покупателей приватизируемого имущества. Увеличены ставки арендной платы за муниципальное имущество с 25 до 75 % от рыночной стоимости. Проведен полный аудит хозяйственной деятельности предприятий, чтобы выявить слабые места и улучшить финансовые показатели. В итоге бюджет смог получить дополнительные доходы. Значительная часть этих средств, а также выделенные по настоянию депутатов средства из федерального бюджета были направлены на содержание и ремонт дорог, которые в Костроме находились в плачевном состоянии. Думой была принята адресная целевая программа по ремонту дорог. Приемку выполненных работ вела специально созданная депутатская комиссия. Во время полномочий Думы 4-го созыва расходы на содержание дорог увеличились в 13,7 раза и составили 862,4 млн. рублей, капитально отремонтировано 108 км дорог на 77 улицах (примерно 30 % протяженности всех городских дорог). Расходы на капитальный ремонт жилых домов также увеличились (в 11,5 раза). Они составили почти 500 млн. рублей, на которые отремонтировано 788 домов. Была принята муниципальная программа «Благоустройство дворовых территорий города Костромы» - впервые на асфальтирование дворов и установку в них детского игрового оборудования были выделены деньги из бюджета. Контролировали качество выполнения работ также депутаты вместе с жителями округа. Всего на благоустройство дворовых территорий было выделено 114,3 млн. рублей, отремонтированы дворы 484 домов. Думой 4-го созыва были приняты важные для перспективного развития города документы - Программа социально–экономического развития города Костромы на 2010-2012 годы и генеральный план города Костромы, разработаны и утверждены 11 муниципальных программ. Большое внимание было уделено наружной рекламе на улицах города, правилам содержания частных домовладений, сбору, утилизации и переработке бытовых отходов, усовершенствованию коммунальной инфраструктуры, проведению антикоррупционной экспертизы решений органов самоуправления и др. Было подготовлено 7 законодательных инициатив в законы Костромской области, направлено 27 обращений Президенту России, в Правительство РФ, Госдуму РФ. Чтобы защитить костромичей от последствий экономического кризиса в стране, Думой были приняты меры по социальной защите граждан. В частности, были определены первоочередные статьи расходов городского бюджета, снижены ставки местных налогов, установлены льготы для инвалидов с детства по налогу на имущество, организованы и профинансированы общественные работы для безработных. В целом на реализацию мероприятий этой программы было выделено 26,4 млн. рублей, трудоустроено 1586 костромичей, оставшихся без работы. Начала работать городская программа «Правопорядок». В Думе была создана специальная комиссия по противодействию коррупции и бюрократизму, в местном законодательстве устранены условия, которые могли бы способствовать этому злу. Два руководителя МУПов были отстранены от занимаемых должностей, в отношении трех руководителей возбуждены уголовные дела. Были ликвидированы очереди в ряде организаций, оказывающих услуги населению. Социальные вопросы – традиционно в центре внимания Думы. В этом созыве были утверждены муниципальные целевые программы: «Развитие дошкольного образования в городе Костроме в период с 2008 по 2011 год», «Пропаганда здорового образа жизни и профилактика асоциального поведения подростков и молодежи города Костромы на 2008-2011 годы», «Дети Костромы» и др. Проведен конкурс «Чемпионат «Снежная крепость»», организована благотворительная акция «Семья помогает семье: соберем детей в школу!». 42 молодые семьи улучшили свои жилищные условия. За пять лет бюджетные расходы на культуру увеличились в 2,4 раза, 8,5 млн. рублей было направлено на капремонт учреждений этой сферы. Открыто дополнительно 2497 мест в детских садах, что позволило полностью ликвидировать очередь на получение места в дошкольном учреждении для детей старше трех лет. Установлены доплаты молодым педагогам в размере 1150 рублей в месяц. Расходы на здравоохранение и образование также выросли в 2 и 2,3 раза (соответственно). Молодым специалистам введены надбавки и компенсации затрат за найм жилья. Открыт городской Центр здоровья, построен новый консультационно-медицинский центр. В рамках национального проекта получено 114 единиц диагностического оборудования, 24 автомобиля службы скорой помощи. Дети до двух лет обеспечиваются бесплатным питанием детской молочной кухни. В сфере образования расходы составили 5421,9 млн. рублей, здесь величина средств, выделяемых на капитальный ремонт учреждений, выросла в 11 раз. В октябре 2008 года была создана Молодежная палата при Думе – кадровый резерв местного самоуправления. Первым ее председателем стала М.М. Нечушкина. Члены Молодежной палаты организовывали и проводили благотворительные акции, культурно-массовые и спортивные мероприятия для детей и школьников, изучали общественное мнение по актуальным проблемам жизнедеятельности города, проводили мониторинг вывоза мусора, анализировали состояние городского рынка наружной рекламы, вносили предложения в области бюджетной политики, городского хозяйства. В связи с досрочным прекращением полномочий Главой Костромы И.В. Переверзевой в июле 2008 года Дума утвердила Б.А. Сатуева исполняющим обязанности Главы города и назначила новые выборы мэра. Всего Думой Костромы 4-го созыва было проведено 108 заседаний, принято 795 решений. Пятый созыв (2010-2015 г.г.) В октябре 2010 года состоялись выборы в Думу Костромы 5-го созыва. Было избрано 35 депутатов. Это: И.Л. Акимова, А.В. Артеменко, А.Л. Брюшинкин, Л.Р. Буртасова, Н.В. Васильева, В.О. Голицын, В.А. Голосной, М.М. Долматов, Г.В. Дулина, А.Н. Егоров, В.В. Емец, М.А. Ерин, Ю.В. Журин, В.Н. Зайцев, Р.Е. Копнин, Д.Н. Кудря, Т.А. Кудряшова, А.Г. Лаговский, А.В. Ламакин, Н.Н. Лебедева, Е.В. Масленников, А.В. Махин, А.Е. Носков, М.Л.Постников, А.Г. Приставакин, С.Ю. Репин, С.В. Сергейчик, В.В.Синев, Н.А. Смирнова, Н.А. Соколова, В.В. Ульянова, Р.В. Фомин, Р.Г. Шахбанов, А.А. Юшин, М.Н. Якубовский. Эти выборы оказались знаменательны тем, что более двух третей прежних депутатов сохранили свои места в городском парламенте, что можно расценить как высокую оценку, которую дали костромичи деятельности избранников. Кроме того, такая преемственность и знание проблем избирателей позволили сохранить взятый ранее курс, еще более эффективно вести работу в округах, поднять ее на новый уровень. В новом созыве также преобладали бизнесмены, предприниматели, руководители предприятий. При этом состав Думы несколько помолодел. Средний возраст депутата Думы 5-го созыва - 43 года. Большинство выдвинуто политической партией «Единая Россия», кроме того, в Думе семь самовыдвиженцев и один член КПРФ. Четыре парламентария представляли областную федерацию профсоюзов. На первом заседании председателем Думы был избран Юрий Валерьевич Журин. Он был депутатом городской Думы 3 и 4 созывов, в 4-м созыве возглавлял представительный орган. Его заместителем стала Галина Владимировна Дулина. Было создано четыре постоянных комиссии: по экономике и финансам (председатель А.Н. Егоров), по развитию городского хозяйства (председатель Л.Р. Буртасова), по местному самоуправлению (председатель Н.В. Васильева), по социальным вопросам (председатель Г.В. Дулина). Для оперативного решения вопросов в декабре 2011 года был организован Совет Думы, за созыв он провел 30 заседаний. Была создана Коллегия при Главе города – для более эффективного осуществления полномочий в вопросах местного значения и координации деятельности органов местного самоуправления. В 5-м созыве Коллегия рассмотрела на 13 заседаниях 67 вопросов. В главу угла деятельности Думы были поставлены вопросы повышения качества жизни костромичей, увеличения доходной части бюджета, эффективного управления городским имуществом, развития социальной сферы областного центра. Бюджетная политика теперь строилась на незыблемом правиле: главный финансовый документ на будущий год всегда принимается в конце текущего года. Таким образом в полном объеме доводились бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств до главных распорядителей с самого начала финансового года. Это способствовало четкости и стабильности в работе, помогало выдержать социальную направленность бюджета города. В эти годы при формировании бюджета происходит постепенный отказ от формирования его по принципу «от достигнутого» в пользу бюджетного планирования, ориентированного на результат. Теперь оценка эффективности деятельности органов самоуправления напрямую зависит от показателей качества жизни горожан. Это свидетельствовало о переходе от функционального управления к социальному, ориентированному на улучшение жизни населения. Бюджет в полном объеме предусматривал средства на зарплату работникам бюджетной сферы, оплату коммунальных услуг, питание в детских учреждениях, меры социальной поддержки населению по частичной оплате услуг горячего водоснабжения и отопления. Ассигнования также направлялись на поддержку транспортных пассажирских предприятий города, содержание и ремонт дорог общего пользования, приобретение техники для дорожной деятельности. Продолжилось финансирование ремонта коммунальных объектов, сетей водоотведения, восстановление линий рециркуляции, текущего ремонта и содержания жилищного фонда, мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья. Была продолжена работа по развитию детского дошкольного образования: открыто 1450 дополнительных мест в муниципальных детсадах, построен новый детский сад в Малышково на 280 мест, пристройка к школе № 27 на 100 мест. Возвращены в муниципальную собственность и реконструированы здания бывших детских садов №№ 14 и 43, принят в муниципальную собственность детсад «Мотордетали». Под детский сад реконструированы здания школ №№ 28 и 30, бывшего санатория на ул. Сплавщиков, библиотеки в Паново. Созданы дошкольные отделения на базах средних школ №№ 10, 13, 23 и 27. В четырех муниципальных детсадах открыты группы с круглосуточным пребыванием 84 детей. В Костроме функционируют три семейные группы для 47 детей. Эффективно организовать работу по благоустройству помогла принятая Думой программа «Благоустройство дворовых территорий города Костромы на 2011-2015 г.г.». Благодаря ей было заасфальтировано дворовых территорий, устроено гостевых парковок, отремонтировано тротуаров и внутриквартальных проездов на 854 объектах на сумму 263,8 млн. рублей, установлено детское игровое и спортивное оборудование на 609 объектах на сумму 61 млн. рублей. Кроме того, были выполнены работы по строительству новых сетей уличного освещения, ливневой канализации, проведено озеленение территорий и др. В этом созыве было продолжено софинансирование капитального ремонта многоквартирных домов (размер субсидии из бюджета составлял 50 % от общих затрат). Были выполнены работы на 460 многоквартирных домах, размер выплаченных субсидий составил 95,7 млн. рублей. Кроме того, в рамках реализации федерального закона «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» отремонтировано 156 многоквартирных домов на общую сумму 209, 5 млн. рублей. На постоянном контроле находилось качество услуг ЖКХ. Думой был утвержден порядок предоставления финансовой помощи из бюджета на реконструкцию систем тепло- и горячего водоснабжения многоквартирных домов, что сделало возможным решить многолетнюю проблему жителей ряда районов города. Для оснащения жилых домов коллективными приборами учета энергетических ресурсов был разработан механизм установки общедомовых приборов с привлечением сил и средств подрядчиков. Эксплуатация и капремонт муниципальных тепловых сетей, взаимодействие администрации Костромы с арендаторами для снижения процента износа сетей, количества аварий и отключений также были в центре внимания депутатов. Ремонт и содержание улично-дорожной сети, обеспечение безопасности дорожного движения также по-прежнему были в числе приоритетных направлений деятельности Думы. Были разработаны критерии отбора для включения второстепенных улиц в план ремонта автомобильных дорог местного значения. С 2011 по 2014 г.г. было отремонтировано 437432 кв.м. автомобильных дорог, израсходовано 469 млн. рублей. Была доработана муниципальная программа «Развитие городского пассажирского транспорта в городе Костроме на 2014-2016 годы», утвержден Порядок организации транспортного обслуживания населения. Это позволило оптимизировать и упорядочить маршрутную сеть, предъявлять к перевозчикам жесткие требования по обеспечению безопасных и комфортных перевозок пассажиров. По предложению депутатов внесены изменения в перечень муниципального имущества, предназначенного для предоставления в пользование социально-ориентированным организациям. Ряд организаций теперь смогли пользоваться городскими помещениями на безвозмездной основе. Впервые были предусмотрены деньги (1,5 млн. рублей) на проведение конкурса проектов и программ социально-ориентированными организациями. Такие конкурсы в последующем будут продолжены, бюджетная поддержка их увеличится до 2,5 млн. рублей. Думой 5-го созыва продолжена работа по популяризации доступных видов спорта среди подрастающего поколения - чемпионат по дворовому футболу, чемпионат «Снежная крепость». На постоянном контроле депутатов открытие городских площадок для зимнего спортивного досуга – катки, лыжные трассы. По рекомендации депутатов администрацией проводится ежегодная инвентаризация игрового и спортивного оборудования, создан единый городской реестр этого оборудования. Постоянно увеличивается бюджетное финансирование на содержание спортивных площадок, организацию летнего труда, отдыха и занятости детей и подростков. Думой 5-го созыва проведено 69 заседаний, принято 1323 решения. Шестой созыв (2015-2020 г.г.) В сентябре 2015 года состоялись выборы в Думу города Костромы 6-го созыва. Впервые они прошли по смешанной системе. Мандаты получили 38 депутатов: 28 - по одномандатным избирательным округам, 10 - представители партий, избранные по партийным спискам по единому муниципальному округу. Депутаты, избранные по одномандатным округам: И.Л. Акимова, А.В. Беленицин, Н.В. Васильева, Г.В. Дулина, А.Н. Егоров, А.Е. Иваев, Ю.В. Журин, В.Н. Зайцев, Е.П. Зимняков, А.О. Коновалов, Р.Е. Копнин, Д.Н. Кудря, Т.А. Кудряшова, Е.В. Масленников, А.В. Махин, И.В. Невский, Н.А. Пашканова, А.Г. Приставакин, С.Ю. Репин, С.В. Сергейчик, Н.А. Смирнова, Е.Л. Ступин, В.В. Ульянова, В.А. Храмов, А.Г. Шалаев, А.А. Шилин, А.А. Юшин. Депутаты, избранные по единому муниципальному избирательному округу: Л.А. Бекенева, В.Г. Бутылкин, Л.В. Гусарова, А.А. Дюков, С.Н. Игнатьев, Г.А. Пудышева, И.Г. Сабуров, А.С. Соколов, М.Д. Черствов, В.Н. Ямщикова. После безвременной кончины в июле 2017 года председателя Костромской городской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, ветерана труда Г.А. Пудышевой депутатский мандат получила сменившая ее на посту руководителя общественной организации Н.В. Пашутина. 5 октября 2015 года состоялось первое заседание Думы 6-го созыва. На нем был выбран Глава города Костромы – Юрий Валерьевич Журин и его заместитель Галина Владимировна Дулина. Было создано четыре постоянных депутатских комиссии: по экономике и финансам (председатель А.Н. Егоров), развитию городского хозяйства (председатель С.В. Сергейчик), социальным вопросам (председатель Г.В. Дулина), местному самоуправлению (председатель Л.А. Бекенева). Думой 6-го созыва была продолжена нормотворческая деятельность - приняты документы, регулирующие многие направления деятельности местного самоуправления: совершенствование транспортного обслуживания населения, создание благоприятных условий для территориального общественного самоуправления (ТОС) , актуализация Правил благоустройства территории города, принятие нового порядка присвоения звания «Почетный гражданин города Костромы» и др. Регулярно рассматривались предложения администрации Костромы о внесении изменений в действующие муниципальные программы. Проекты решений теперь проходят обязательную правовую и антикоррупционную экспертизу, а также оцениваются на предмет воздействия их на субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности. При этом решения, затрагивающие интересы предпринимателей, инвесторов, обсуждаются предварительно с предпринимательским сообществом, проводятся публичные слушания по вопросам, требующим широкого общественного обсуждения. Кроме того, для выяснения мнения населения Думой введена такая форма, как опрос граждан по вопросам местного значения, утверждена методика проведения этого народного голосования. Обычной практикой стали выездные заседания постоянных депутатских комиссий, а также рабочие совещания депутатов, что дает возможность парламентариям более детально вникать в проблемы и эффективнее решать их. Думой 6-го созыва продолжена работа по поддержке органов территориального общественного самоуправления, как одного из основных механизмов стимулирования гражданской активности населения, важной форме самоорганизации горожан для осуществления собственных инициатив. Утвержден «Порядок поощрения участников территориального общественного самоуправления», который предусматривает награждение членов ТОСов по результатам тематических конкурсов, итогам реализации проектов. Максимальный размер денежного вознаграждения в 2019 году – 100 тыс. рублей. С 1 января 2019 года повышены выплаты частичной компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг руководителям ТОСов - предельные размеры частичной компенсации составили от 500 до 1400 рублей. Продолжается работа по стимулированию жителей к созданию новых ТОСов - в 2018 году решением Думы установлены границы нового территориального общественного самоуправления - «Дом родной», в 2019- м - ТОСа на ул. Индустриальной. Бюджет Костромы теперь разрабатывается с учетом показателей прогноза социально-экономического развития города на ближайшие три года, а также норм действующего налогового и бюджетного законодательства и на основе муниципальных программ. Структура расходов бюджета предусматривает средства на выплату зарплаты с начислениями, в максимально возможном объеме – на оплату коммунальных услуг, питание в детских учреждениях, меры социальной поддержки населения, исполнение судебных актов. Увеличивается объем бюджетных инвестиций, направленных на финансирование объектов адресной инвестиционной программы. Значительная часть средств направляется на реконструкцию и строительство объектов социальной сферы города, открытие новых мест в детсадах, школах и учреждениях дополнительного образования. Реализуются утвержденные муниципальные программы - «Развитие образования, культуры, спорта, физической культуры и совершенствование молодежной политики в городе Костроме», «Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения города Костромы», «Благоустройство и безопасность дорожного движения на территории города Костромы», «Развитие территорий города Костромы», «Развитие экономики города Костромы», «Развитие городского пассажирского транспорта», «Безопасный город Кострома», «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории городского округа город Кострома», «Формирование современной городской среды» и др. Контрольно-счетная комиссия Костромы (КСК) продолжила контроль за законностью, эффективностью и экономностью использования бюджетных средств и муниципального имущества. В 2018 году была проверена финансово-хозяйственная деятельность «Костромагортранса», молодежного комплекса «Пале», детского сада № 55, «Городской службы захоронений», «Костромагорводоканала». Депутатами были проанализированы результаты проверки выполнения муниципальной программы «Развитие образования, культуры, спорта, физической культуры и совершенствования молодежной политики в городе Костроме», аудита закупок МКУ г. Костромы «Служба муниципального заказа по ЖКХ», правомерности и эффективности использования субсидий, выделяемых из бюджета города, и др. Учреждениям и предприятиям было рекомендовано принять меры к устранению выявленных нарушений, разработать планы мероприятий, направленных на достижение наибольшей эффективности финансово-хозяйственной деятельности и пр. Серьезное внимание Думой Костромы уделяется реализации Указов Президента РФ от 7 мая 2012 года в части повышения зарплаты работникам социально-культурной сферы. На это в бюджете Костромы закладываются необходимые средства, и целевые показатели по повышению средней зарплаты в целом выполняются. В 2018 году зарплата педагогических работников выросла на 13-17 %. Осуществляется контроль за предоставлением мер социальной поддержки молодых педагогов в виде ежемесячной социальной выплаты. В 2017-2018 учебном году в сферу образования пришло работать 76 молодых педагогов. Всего получают меры социальной поддержки в форме ежемесячной выплаты 102 специалиста первого и второго года работы. Заключено 12 договоров целевого обучения по наиболее востребованным школьным предметам и 16 договоров целевого приема в Костромской госуниверситет. Расширен перечень категорий граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения - в него теперь включены работники, занимающие должности, не отнесенные к муниципальной службе. Продолжается реализация подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». В 6-м созыве продолжено ставшее популярным городское первенство по оздоровительному бегу на лыжах на кубок Думы города Костромы. Теперь оно проходит в два этапа, с участием команд костромских ветеранов, с привлечением членов их семей. Городской чемпионат по дворовому футболу на кубок Думы города Костромы также завоевал признание молодых костромичей. В микрорайоне Давыдовский-3 готовится к вводу в эксплуатацию новый футбольный комплекс, построенный в рамках реализации адресной инвестиционной программы. План спортивных мероприятий в парке «Берендеевка» дополнен мероприятиями, проводимыми общественными и частными организациями. Традиционно находится на контроле и вопрос организации доступных для населения мест массового спортивного досуга. В 2018-2019 зимнем сезоне решен вопрос об оборудовании десяти ледовых площадок, четырех пунктов проката инвентаря для сноутюбинга, восьми лыжных трасс. Проводится мониторинг востребованности спортивных площадок. Особое внимание уделено вопросу безопасности досуговых территорий. Продолжается начатый ранее проект «Семья помогает семье: соберем детей в школу!». Вместе с общественностью Думой Костромы всегда уделялось серьезное внимание связям с общественностью, привлечению граждан к жизни города и законотворческой деятельности. В настоящее время при Думе и Главе города действуют: Общественная палата, Молодежная палата, Совет почетных граждан Костромы, Совет по предпринимательству, Совет по вопросам экологии и природопользования, Координационный совет по делам ветеранов и инвалидов, Совет по вопросам историко-архитектурного облика г. Костромы, Совет по делам национально-культурных автономий, национальных общественных объединений, религиозных объединений и казачества, Совет по вопросам территориального общественного самоуправления, Совет по вопросам профилактики наркомании, употребления алкоголя и табака среди молодежи, Координационный совет по обеспечению правопорядка, Совет по вопросам осуществления дорожной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения, Совет по физической культуре и спорту, Наблюдательный совет по вопросам похоронного дела в городе Костроме. Совет по предпринимательству был создан по инициативе мэра Ю.В. Журина и бизнес-сообщества Костромы. Им рассматриваются наиболее острые и актуальные вопросы, связанные с предпринимательской деятельностью. В числе таковых - изменения в «Правила определения значения корректирующего коэффициента базовой доходности…» и в «Правила благоустройства территории города Костромы». Благодаря совместной работе депутатов и бизнес-сообщества были выработаны оптимальные решения для осуществления предпринимательской деятельности в городе. К таким, к примеру, относится согласованная редакция решения Думы по установке новых требований к оформлению витрин и размещению вывесок. Координационный совет по делам ветеранов и инвалидов главный акцент в своей деятельности сделал на создании доступной среды для граждан с ограниченными возможностями здоровья. В частности, рассматривались вопросы качества пассажирских перевозок, содействия трудовой занятости инвалидов, требования по упрощению выписки лекарств людям, страдающим диабетом, по совершенствованию записи на прием к врачам. Советом направлены обращения в организации, которые не в полном объеме выполняют квоту по трудоустройству инвалидов. Была продолжена работа по совершенствованию услуги «Социальное такси». Постоянно проводятся рабочие встречи Главы Костромы с Почетными гражданами города. Здесь приоритет отдан вопросам упорядочения движения и парковок транспорта. Потому ряд заседаний проходил совместно с Общественным советом по вопросам осуществления дорожной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения. В результате рабочих совещаний с Почетными гражданами по вопросу увековечения памяти воинов – костромичей, проведенных с участием Костромской митрополии, было решено один из пределов восстанавливаемого кремля целиком посвятить воинству - так будет увековечена память о военных событиях разных лет. Совет по физической культуре и спорту упор в своей деятельности сделал на благоустройстве общественных территорий, наполнению их спортивными объектами для привлечения костромичей к занятиям физкультурой. Был продолжен контроль за благоустройством парка «Берендеевка», созданием здесь оптимальных условий для занятий спортом, наполнению этого парка различными культурными и спортивными мероприятиями. На заседаниях Общественного совета по вопросам профилактики наркомании, употребления алкоголя и табака среди молодежи внимание было сконцентрировано на совершенствовании форм и методов профилактической работы среди детей и подростков. По инициативе Общественного совета на базе гимназии №33 сейчас реализуется пилотный проект по созданию молодежного общественного движения, направленного на пропаганду здорового образа жизни. Изучается вопрос организации в областном центре единого молодежного объединения. Общественный совет по вопросам историко-архитектурного облика города Костромы внес предложения по созданию общественного пространства «Весь город в одном месте», включая пешеходную зону, развитую транспортную инфраструктуру, объекты общественного питания, торговли, туризма, а также по разработке программы, предусматривающей сохранение исторического центра Костромы и др. Деятельность Общественного совета по вопросам экологии касалась проблем природопользования. Членами совета внесены изменения в Порядок использования, охраны, защиты и восстановления зеленых насаждений на территории города. Было предложено внести изменения в действующие муниципальные правовые акты, предусмотрев административную ответственность за гибель зеленых насаждений из-за неправильной обрезки, за нарушение размеров приствольного круга деревьев при асфальтировании, норм восстановительной посадки. Была создана особо охраняемая природная территории местного значения у памятника живой природы «Дуб черешчатый» около филармонии. Итогом работы Общественного совета по вопросам осуществления дорожной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения стала разработка мероприятий по ликвидации мест концентрации ДТП, улучшению организации дорожного движения и благоустройству пл. Октябрьской для безопасности пешеходов. На Общественном наблюдательном совете по вопросам похоронного дела обсуждались вопросы, связанные с содержанием и благоустройством общественных кладбищ в Костроме. Членами совета предложено разработать план мероприятий по реализации первого этапа освоения территории людского кладбища у д. Будихино. Миграционная ситуация, мониторинг националистических проявлений, профилактика межнациональных конфликтов – главные направления работы Совета по делам национально-культурных автономий, национальных общественных объединений, религиозных объединений и казачества. Предложено больше внимания уделять профилактике межнациональных конфликтов и экстремистских проявлений, формированию уважительного отношения к культурным и религиозным традициям жителей Костромской области, контролю за законностью проживания иностранных граждан в Костроме. По предложению Совета по вопросам территориального общественного самоуправления приняты дополнительные меры по стимулированию активности участников ТОСов, самостоятельному и ответственному осуществлению ими собственных инициатив. На заседаниях Координационного совета по обеспечению правопорядка обсуждались вопросы, связанные с разработкой мер по обеспечению правопорядка, координации деятельности по профилактике правонарушений. Разработаны и введены дополнительные меры по выявлению фактов и пресечению вовлечению молодежи в объединения деструктивной направленности, а также по выявлению лиц, склоняющих несовершеннолетних в социальных сетях к самоубийству. Основным направлением деятельности Общественной палаты при Думе города Костромы в 2018 году стал контроль за работой мусоросортировочного комплекса, общественного транспорта, ремонтом дорог и подготовкой города к отопительному сезону, а также работа над новой редакцией «Правил благоустройства города Костромы» и др. Активное участие члены палаты приняли в работе общественной приемной губернатора и общественной комиссии по обеспечению реализации федеральной программы «Формирование современной городской среды» и др. Молодежная палата при Думе города Костромы по поручению депутатских комиссий и общественных советов при Главе города проводила мониторинг работы городского пассажирского транспорта, летнего трудоустройства молодежи и подростков. Ребята участвовали в публичных слушаниях по проекту бюджета, проводили анкетирование студентов на тему: «Проблема трудоустройства молодежи в городе», принимали активное участие в социальных и спортивно-оздоровительных проектах, проводимых Думой Костромы. Именно такое широкое привлечение общественности к разработке думских решений, развитие инициативы горожан дает возможность создать в Костроме реальное местное самоуправление. |